Творения



Блокфлейта как переходный инструмент при подготовке к обучению на других духовых инструментах

Оглавление

блокфлейта

Введение

            Сейчас блокфлейта используется в ДМШ России для подготовки к обучению на основном духовом инструменте. В данном реферате будет исследовано, действительно ли блокфлейта является наилучшим инструментом для такой подготовки и можно ли её заменить другим. Для этого будет рассмотрена история возникновения и применения блокфлейты, исполнительства  на блокфлейте и использования её при обучении.


Глава I. Характеристики блокфлейты

Блокфлейта является разновидностью продольной флейты, принадлежит к классу духовых деревянных, к типу свистковых. [1] 

Блокфлейта имеет множество разновидностей, которые отличаются по высоте звучания. Основными и самыми распространёнными являются: сопранино (верхний предел – соль четвёртой октавы), сопрано, альт, тенор и бас (нижний предел – фа малой октавы). Это позволяет ансамблю, состоящему из блокфлейт, исполнять почти любую музыку. [2]

Существует два вида аппликатур для блокфлейты: барочная (английская) и немецкая (ренессансная). В отличие от английских блокфлейт, у немецких четвёртое отверстие имеет больший диаметр, чем третье, поэтому возникает разница в аппликатурах при взятии определенных нот. Барочные блокфлейты имеют более узкий канал чем у немецких, из-за чего их звук тише. [3]

 «В среднем, срок жизни блокфлейты при постоянном использовании составляет без малого 20 лет. Это, разумеется, при условии отсутствия «аварийных ситуаций»», говорит участник консорта блокфлейт Евгений Федорков. Он же отмечает, что «тембр и прочие звуковые характеристики блокфлейты зависят от материала, из которого изготовлен инструмент. В эпоху Возрождения подавляющее большинство этих инструментов изготавливалось из клёна, тогда как «барочные» модели мастера конструировали уже из совершенно разных сортов дерева: это могли быть и сливовое дерево, и дерево оливы, вишня, и т.д. Приоритетными считались самшит и палисандр». [3] На сегодняшний день блокфлейты изготавливаются также из пластмассы.

Глава II. История блокфлейты

2.1 Средневековье

Всего несколько средневековых блокфлейт сохранились до нашего времени. Три из них были найдены при раскопках в голландском городе Дордрехт, в немецком Гёттингене и в польском Эльблаге.[4] Эти флейты относят к XIII-XIV векам. Все они имеют регистр сопрано, но это не означает, что в эпоху Средневековья не было других разновидностей блокфлейт.

По живописи и иконографии того времени можно отследить, что в Средние века существовали также альтовые и теноровые блокфлейты. В настоящее время есть мастерские, которые занимаются восстановлением и реконструкцией этих инструментов.

2.2 Возрождение

 

На протяжении длительного времени инструментальная музыка оставалась в качестве второстепенного сопровождения песен и танцев.[5] Приобретают известность композиции, аккомпанементом которых выступают ударные и духовые инструменты, в частности, блокфлейты. Распространение блокфлейты было обусловлено относительной простотой игры. Следует отметить, что все инструменты, игре на которых было достаточно легко обучиться, вышли в эпоху Ренессанса на первый план. Известностью пользовались ансамбли, состоящие из инструментов одного типа – «полные» консорты.[6] Под них была создана особая разновидность блокфлейты, которая обладала широким коническим каналом, чем достигался плотный, тембрально и динамически однородный звук.

В 1535 году в Венеции был издан первый учебник по игре на блокфлейте – «La Fontegara, la quale insegna di suonare il flauto etc.». Автором его стал итальянский композитор Сильвестро Ганасси.[7]  Важно, что в этом трактате была опубликована не только информация по различным приёмам игры на блокфлейте, но и аппликатура. На сегодняшний день это первое  известное изображение аппликатуры блокфлейты.

 

2.3 Барокко

Блокфлейта становится одним из ведущих музыкальных инструментов. До настоящего времени сохранилось огромное количество музыкальных произведений, написанных для этого инструмента. Именно в этот период выходит сборник Якоба ван Эйка «Der Fluyten Lust-Hof» (1646-1649), который и поныне считается самой большой коллекцией произведений для сольного духового инструмента, написанной одним композитором. [8]

В XVII веке появляется так называемая «барочная» блокфлейта – весьма близкая к современному варианту этого инструмента. Изменения заключались, в основном, в уменьшении диаметра флейты. Тембр перестал быть мягким и ровным, приблизился к тому, который мы слышим сейчас.

 

2.4 Вытеснение поперечной флейтой

Во второй половине XVIII века блокфлейта была вытеснена поперечной флейтой, имеющей ряд преимуществ, и не заняла должного места в музыке эпох классики и романтизма. Это наглядно поясняет то, что до  второй половины XVIII века название «флейта» относилось к блокфлейте; поперечная флейта же назвалась «траверсфлейта». Эксперты называют разные причины исчезновения блокфлейты из оркестров и ансамблей, вот некоторые из них:

 

1) Тихий звук блокфлейты. [5] Хотя изначально поперечная флейта звучала не намного громче и не обладала высокими техническими возможностями.

2) Плохая интонация. Деревянные блокфлейты меняют строй из-за изменения температуры воздуха. Меняется строй и от игры на холоде, и от нагревания самой флейты в процессе игры. [10] У поперечной флейты эта проблема выражена гораздо меньше.

3) Диатонический звукоряд блокфлейты и сложности расширения его до хроматического. У поперечной флейты диапозон значительно больше.

4) Мода на консорты постепенно ушла в прошлое, чаще стали появляться ансамбли разнородных инструментов. Блокфлейта не смогла конкурировать с другими духовыми инструментами при отборе в симфонический оркестр. Этому способствовала и ограниченная динамика, и плохая интонация.

5) Некоторые источники указывают как одну из причин то, что музыка перестала быть просто приятным времяпрепровождением и превратилась в профессиональную сферу. [11]  Однако, блокфлейту вряд ли расценивали как непрофессиональный инструмент. В ряде произведений Баха блокфлейта солирует наравне с трубой и гобоем. Многие музыкальные произведения, например, 10-й опус Вивальди, изначально написанные для блокфлейты, впоследствии были переделаны под траверсфлейту (возможно произошло изменение музыкальных вкусов как самих музыкантов, так и слушателей, а также недостаточная оценка возможностей блокфлейты, вызванная нехваткой профессиональных исполнителей, заинтересованных в игре на этом инструменте).[12]

Блокфлейта не сразу вышла из употребления. Одна из её разновидностей – флажолет – получила широкое распространение в XVII веке и, за счет довольно громкого и чистого звука, легко вписалась в состав оркестра. Строй флажолета начинается с ноты «ре» второй октавы. Этот инструмент ярко использован в опере В.А. Моцарта «Волшебная флейта».

Ко второй половине XIX века блокфлейта была полностью вытеснена траверсфлейтой, флажолет заменила флейта-пикколо, исчезли мастера, которые занимались изготовлением блокфлейт.

«Блокфлейта, – пишет Энтони Бэйнс, – после своего величия в оркестрах Баха и Генделя, превратилась в народный инструмент, на котором лишь иногда поигрывали некоторые итальянские пастушки ».[13]

 

2.5 Возвращение к использованию блокфлейты

В конце XIX – начале XX века о блокфлейте вспомнили вновь как о старинном инструменте. Это было связано с общеевропейским увлечением собственной и чужой историей и культурой, развитием «аутентизма». Первые ансамбли старинной музыки появляются именно на рубеже XIX-XX веков.

Аутентизм или  аутентичное исполнительство  – «движение в музыкальном исполнительстве, ставящее своей задачей максимально точное воссоздание звучания музыки прошлого, соответствие современного исполнения оригинальным, «историческим» представлениям». [14]

В начале ХХ века блокфлейта была такой редкостью что Стравинский, увидев её, принял за очень старинную разновидность кларнета. Композитор, на самом деле, не сильно ошибался, так как первые кларнеты были внешне похожи на блокфлейты. [15].

В 1919 году английский музыкант Арнольд Долмеч предпринял важные шаги к возрождению английского варианта блокфлейты образца XVIII века, начав заниматься изготовлением этого инструмента. [16] Он же впоследствии сыграл большую роль в распространении интереса к аутентичному исполнительству. Кроме него этим занимались музыканты Брюссельской Консерватории (в которой он учился), организация Bogenhauser Künstlerkapelle [17], и музыканты Виллибальд Гюрлит, Вернер Данкерц, Густав Шек. Это говорит о том, что возрождение блокфлейты было делом рук не одного человека, а многих музыкантов, работавших над этим отдельно друг от друга в разных странах.

С аутентичным исполнением блокфлейты связаны такие имена, как Пауль Хиндемит, Марк Вайнрот, Фердинанд Конрад, Дэвид Монро. В 1920-е годы века одним из первых виртуозных исполнителей на блокфлейте стал сын Арнольда Долмеча, Карл Долмеч.

 

 

Глава III. Современное положение блокфлейты

3.1 Ансамбли старинной музыки

Блокфлейта и в настоящее время остаётся излюбленным инструментом преимущественно аутентистов. Пожалуй, именно в ансамблях старинной музыки  блокфлейта наиболее полно выполняет ту функцию, для которой она создавалась. Способствует этому её устройство, которое не менялось со времён барокко. Иногда используют и ренессансные модели.

Под старинной музыкой обычно понимается «профессиональная музыка западноевропейской традиции, созданная в период от Средневековья до начала XIX в». [18]

Только в России насчитываются десятки ансамблей старинной музыки. Некоторые из них пользуются успехом и за рубежом. Другие – любительские, которые исполняют старинную музыку  «для души». Стоит отметить такие ансамбли, как консорт блокфлейт «La Spiritata» Светланы Шевелёвой, барочную капеллу «Золотой век» Александра Листратова, ансамбль старинной музыки им. Андрея Волконского.

По словам Евгения Федоркова, участника консорта блокфлейт, «основные отличия аутентичных ансамблей  – манера исполнения, требующая определённых навыков и опыта. <…> Ещё одно немаловажное отличие заключается, пожалуй, в более «тёплом» и не столь формальном отношении друг к другу, чем во многих государственных академических коллективах...».[3]

 

3.2 Блокфлейта в академической музыке

Музыканты-аутентисты считают, что интерес к блокфлейте у академических музыкантов довольно слабый.

«Мне кажется, у блокфлейты грустное будущее. Профессиональные музыканты на концерты старинной музыки ходят редко. Они уверены, что блокфлейта – это пластиковая или деревянная дудочка и на ней можно только готовить ребенка к кларнету или гобою. Ещё виолы или натуральные трубы туда-сюда, а блокфлейта – это не инструмент. <…> В Консерватории, кстати, нет такой специальности, даже на факультете исторического и современного исполнительства (ФИСИ).» - говорит руководитель консорта блокфлейт «La Spiritata» Светлана Шевелёва.

В Европе блокфлейта преподаётся в школах и консерваториях, существуют исполнители академической музыки. В России трудно получить полноценное обучение на блокфлейте, но также существуют исполнители, и даже есть громкие имена (см. «Исполнители на блокфлейте»).

 

3.3 Блокфлейта в поп-музыке

Николас Лэндер [19] приводит в пример многостраничный список исполнителей конца двадцатого века, которые применяли этот инструмент в записи своих популярнейших композиций: The Rollling Stones, джазовый музыкант Эдди Маршалл, Alan Parson's Project (в котором партия блокфлейты обычно исполнялась самим Аланом Парсоном), The Beatles (на блокфлейте играл Пол Маккартни в композиции «Fool on the Hill»). В композиции «Dance of the Puppets» рок-группы King Crimson также присутствует блокфлейта (в исполнении Яна Макдональда). Группа Led Zeppelin использовала блокфлейту в своей самой известной композиции «Stairway to Heaven». Основная тема саундтрека «The Lonely Shepherd» (композитор Эннио Морриконе)  к фильму Квентина Тарантино «Убить Билла» также исполняется на блокфлейте.

 

3.4 Блокфлейта в других музыкальных направлениях

Существует множество экспериментальных музыкальных и околомузыкальных направлений, в которых применяется блокфлейта. Зачастую это связано с необычным подходом к извлечению звука: музыкант-экспериментатор Ян Бедерман держит её горизонтально, а студент Петербургской консерватории Юрий Акбалькан играет на блокфлейте как на поперечной, используя игровые отверстия вместо свистка, применяет способ игры на калюке (изменяет звучание прикрытием рукой воздушного потока). [3] Участник музыкальной группы «Восьмой день» Эльга заявляет, что «Примочки и прибамбасы – это то, что безумно оживляет игру на блок-флейте.» [20] Она описывает такие приёмы исполнения, как «трулла» («всяческое рычание и ворчание достигается артикуляцией - вместо стандартного «ту» мы говорим «трррррррррррррррррррррру»»), передувание (достижение «этничного» звука), «слайд» («постепенное соскальзывание пальца с отверстия) и «трели птиц» («при желании спокойно накладывается на ведущую партию вне зависимости от тональности» и достигается «совмещением отрывистой трели, слайда, передувания и труллы»). Другие блокфлейтисты из той же среды описывают исполнение на блокфлейте пиццикато путём резкого скачка с соседней верхней ноты и одновременной подачи воздуха [21], а так же «игру с сурдиной», для чего советуют «снять резонатор, оставить только свисток и прикрывать-открывать выходное отверстие ладошкой» (явная ошибка применения слова «сурдина», обозначающего «приспособление для уменьшения силы звука и его смягчения» [22], в то время как здесь, в отличие от сурдины [23], предлагается разобрать инструмент ). [24]

Почти все блокфлейтисты, пытающиеся изобрести необыкновенные приёмы игры, не занимаются флейтой профессионально или вовсе освоили её поверхностно. Об этом говорит и неверное применение терминов, и ограниченность исполнительского репертуара. Без профессиональной основы увлечение подобными эффектами зачастую приводит к музыкальной ограниченности, пренебрежению опытом предыдущих поколений блокфлейтистов. Тем не менее, некоторые из подобных открытий могут быть очень ценны и найдут применение в игре при научном исследовании способов исполнения на блокфлейте.

 

3.5 Исполнители на блокфлейте

Екатерину Дрязжину отечественные СМИ называют «лучшими силами Московской консерватории» [25], «самой известной московской флейтисткой» [26]. В основном, Екатерина выступает с траверс-флейтой в составе различных ансамблей, но нередко можно увидеть её с блокфлейтой. Флейтистка регулярно концертирует в Европе.

Немецкий флейтист Морис Штегер (Maurice Steger) считается одним из «лучших виртуозов игры на блокфлейте во всём мире». Морис исполняет на блокфлейте музыку самых различных направлений, начиная от старинной и заканчивая сотрудничеством с современными оркестрами. На его счету – исполнение наиболее известных произведений для блокфлейты Телемана, Саммартини, Вивальди и многих других.

Блокфлейтистка Михала Петри из Дании выступает на европейской сцене и в качестве сольного исполнителя, и в составе известнейших оркестров. Несколько десятков пьес для блокфлейты были написаны именно для неё. Она впервые взяла в руки блокфлейту в три года, а в пять лет уже выступала на датском радио [27].

Известен чешский флейтист Иржи Стивин. Его виртуозное исполнение заставляет блокфлейту звучать совершенно особенным образом, придает ей живость, громкость, которые обычно этому инструменту не свойственны. Иржи Стивин исполняет, в основном, музыку фри-джазового направления. Среди виртуозных музыкантов-блокфлейтистов конца двадцатого века можно также выделить Фердинанда Конрада, Франца Брюггена, Ганса-Мартина Линде, Бемарда Крайниса и многих других.

Большинство зарубежных блокфлейтистов не специализируются на каком-либо определенном направлении в музыке, а стараются охватить как можно больше: одновременно играют и в ансамблях старинной музыки и с классическими оркестрами, принимают участие в различных авангардных проектах.

 

3.6 Сочинение для блокфлейты

В настоящее время существует множество композиторов, которые пишут музыку специально для блокфлейты. Среди зарубежных имён можно назвать Джорджио Тедда, Альберто Якопуччи, Маркуса Жанхаузена, Макотто Шиноара, Морица Эггерта, Дечебала Григоруцэ.

Один из наиболее известных и ярких русских композиторов, Сергей Слонимский [28], является автором ряда сочинений для ансамблей блокфлейт. В сочинениях композитора Владимира Дашкевича, написавшего музыку ко многим фильмам, часто присутствуют партии для блокфлейты (к примеру, к фильму «Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»).

Известные современные композиторы, такие как Лучано Берио,Юрг БаурДжон ТавенерПауль Хиндемит, Фелиситас Кукук, Малкольм АрнольдМайкл ТиппетБенджамин БриттенЛеонард БернстайнЭрхард КаркошкаМаурисио КагельГюнтер КочанКазимир СероцкийГордон ДжейкобБертольд Хуммель и Эдмунд Раббра написали много произведений для блокфлейты.

 

Глава IV. Блокфлейта как подготовительный инструмент

Блокфлейта была вытеснена поперечной флейтой из профессиональной музыки до развития научного подхода к методике игры на музыкальных инструментах, который окончательно закрепился после возникновения первых консерваторий. [29] Исследования игры на блокфлейте начинаются в XX веке. Со временем, по ряду причин, она становится одним из самых подходящих духовых инструментов для подготовки к обучению на духовом инструменте и воспринимается чаще именно так, нежели как самодостаточный профессиональный инструмент.

 

   4.1 История практики подготовительного обучения на блокфлейте

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребенка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т.д. Они развивали у детей координацию движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. [30]

Как подготовительный инструмент блокфлейта начала использоваться в XX веке. Ниже мы рассмотрим примеры такого подхода.

 

      4.1.1 Система Орфа

«Удобрения обогащают землю и позволяют зернам прорасти, и точно так же музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели» – говорил Карл Орф (1895-1982), немецкий композитор-экспрессионист и педагог. В 1930-х годах он развивал идею «элементарного музыкального воспитания», в основе которого лежала бы импровизация, свободное музицирование детей в сочетании с элементами пластики, хореографии и театра. Инструменты для детского элементарного музицирования должны обладать эстетически привлекательной звучностью и при этом быть очень простыми, удобными для игры.[31]. С этой целью Карл Орф создал специальный комплект инструментов, так называемый «Орфовский набор». Его основу составили штабшпили - группа звуковысотных ударных инструментов, в которую входят ксилофоны, металлофоны и колокольчики. [32] Также широка группа немелодических ударных (от детских литавр, двойного барабана и до маленьких тарелочек).  Гитара и лютня использовались для аккомпанемента, бурдон и басовые партии исполнялись на лютне и виоле да гамба. Благодаря советам и помощи музыковеда Курта Закса, оркестр был дополнен группой блокфлейт различных строёв, которые были очень удобны для мелодического сопровождения и исполнения соло. [33] По мысли Орфа, в основе репертуара для такого ансамбля должен лежать фольклор. Основная же задача обучения – научить детей самостоятельно сочинять музыку и сопровождение к движению.

Свой творческий и педагогический опыт Орф обобщил в пособии «Шульверк». Первый том называется «Ритмико-мелодические упражнения», позже вышли «Упражнения для ударных инструментов и бубна», «Упражнения для литавр», «Упражнения для штабшпилей», «Упражнения для блокфлейт» и сборники пьес для разных инструментальных составов.

В настоящее время в десятках стран мира существуют Орф-общества, регулярно проходят конференции, семинары или многоуровневые курсы из нескольких ступеней. Те, кто хотят получить полное Орф-образование, заканчивают спецкурс в Орф-Институте. [34, 35]

Очевидно, неслучайно блокфлейта попала в оркестр Орфа. Её простое устройство и лёгкость в освоении были необходимы для обучения детей элементарной музыке. Удачное применение её Орфом [36] и дешёвая цена пластиковых моделей [37] привели на Западе к быстрому распространению в музыкальных школах практики обучения на блокфлейтах. Однако блокфлейта рассматривается не только как подготовительная практика, но и как, возможно, полноценный инструмент. Об этом говорит то, что для обучения можно использовать несколько разновидностей блокфлейт, из которых составляются ансамбли. [38]

Стоит отметить, что работа Орфа – не первая попытка создать детский оркестр для развития у детей начальных музыкальных навыков. Отечественный педагог-музыкант Н.А.Метлов в 1920-х годах разрабатывал во многом похожую систему, однако в его оркестре не было блокфлейты. [39]

 

      4.1.2 Школа Пушечникова

Одним из пояснений в методической работе «История игры на гобое» И. Ф. Пушечников (1918-2010), известный русский гобоист и педагог, рассказывает о своём участии в распространении блокфлейты в России: «В 1970 году мне удалось осуществить свою мечту. Будучи членом жюри на Международном конкурсе гобоистов в Мюнхене, я увидел в музыкальном магазине эти инструменты. Несколько инструментов я привёз в Москву и начал обучать детей по принципу обучения скрипачей – сначала на маленьких скрипочках в зависимости от возраста ученика, а затем переход на скрипку полного размера. По этому принципу сейчас проходит обучение на духовых инструментах, в частности на гобое, сначала на блокфлейте, а с третьего-пятого классов дети переводятся на гобой, кларнет, флейту и другие.

Вскоре была назначена специально для ознакомления с этим методом коллегия Министерства культуры РСФСР, и после маленького концерта, подготовленного для этой встречи, через некоторое время директору школы З. И. Финкельштейну было дано разрешение на открытие класса блокфлейты под моим руководством. Затем открылись классы блокфлейты в музыкальных школах города Москвы, потом распространился этот метод по всей России и всему Советскому Союзу; так возродилась в России блокфлейта сопрано. Я участвовал в разработке блокфлейты на базе Научно-исследовательского конструкторско-технического института музыкальной промышленности. Образец отечественной блокфлейты начала изготавливать Ленинградская фабрика духовых инструментов. К сожалению, блокфлейты были низкого качества, так как фабрика не была обеспечена необходимым материалом.

За участие в коллективной работе над блокфлейтой нам было выдано авторское свидетельство на изобретение. Затем создана программа и необходимый педагогический репертуар («Азбука для блокфлейты», «Школа для блокфлейты», «Этюды для блокфлейты» и «Хрестоматия»)». [85]

Работа Пушечникова по распространению блокфлейты сыграла решающую роль в закреплении этого инструмента как подготовительного в учебных программах русских ДМШ.


      4.1.3 Состояние использования блокфлейты как подготовительного инструмента на сегодняшний день

Нет точных сведений о том, в каких странах распространена блокфлейта и где она используется как переходный инструмент. Но её возрождение в Европе -  одном из центров мировой музыкальной культуры ХХ века – даёт основание предположить, что практика использования блокфлейты сейчас присутствует во всех развитых системах музыкального образования, имеющих связи с европейскими музыкальными традициями. На примере России мы видим, как блокфлейта заняла пустующую нишу подготовительного инструмента несмотря на то, что в то время Советский Союз был государством, во многом закрытым от влияния европейской культуры. [40]

 

   4.2. Особенности перехода с блокфлейты на другие духовые инструменты

      4.2.1 Общие особенности обучения на блокфлейте

Блокфлейта подходит для начального обучения, так как по ряду особенностей легче в освоении, чем другие духовые инструменты и доступна для детей, которые ещё не могут играть на них. Это касается лёгкости звукоизвлечения (слабый уровень сопротивления воздушной струе [41]), а также небольшого размера (что позволяет детям без усилий дотягиваться до всех клапанов) и лёгкости самого инструмента. Использование блокфлейты как подготовительного инструмента даёт возможность начинать обучение на духовых инструментах уже с 3-5 лет.[42] Ко времени перехода на основной инструмент ребенок уже будет иметь необходимые знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки [43] и владеть основами игры на духовом инструменте (постановка дыхания, понятие об атаке звука,  о работе амбушюра, изучение штрихов и нюансировки [44]). Возраст обучения на блокфлейте и перехода с неё на основной инструмент зависит так же от физиологических данных ученика [45] и особенностей инструмента, на котором предполагается продолжить обучение. Ниже рассматриваются особенности (в том числе и возраст) при переходе с блокфлейты на определённые духовые инструменты.

 

      4.2.2 Переход на поперечную флейту

На поперечной флейте можно начинать обучение примерно с 9 лет. [46] Если ученик уже достиг этого возраста, то нет надобности использовать блокфлейту для подготовки (это так же относится к другим инструментам).  Однако до 9 лет правая рука и пальцы ребёнка ещё не дотягиваются до крайних клапанов. Это можно обойти, используя изогнутую головку [47], но зачастую инструмент всё равно слишком тяжёл, у ребёнка не хватает объёма лёгких для полноценного дыхания. При переходе на поперечную флейту надо обратить внимание на постановку рук, корпуса, развитие исполнительского дыхания. Отдельные трудности возникают с постановкой губ и способом извлечения звука [48, 49]. Аппликатура поперечной флейты схожа с блокфлейтовой, что облегчает переход.

 

      4.2.3 Переход на гобой

На гобое можно начинать обучение примерно с 10 лет. [46] Гобой весит приблизительно 700 г. Для облегчения можно использовать поддерживающий шнур, но это всё равно довольно много в руках ребёнка. [50] Также трудности возникают при звукоизвлечении, так как у гобоя двойная трость, для игры на которой требуется напряжение губ, обычно недоступное ребёнку до 10 лет. Кроме того, руки и пальцы в этом возрасте ещё недостаточно развиты для того, чтобы играть на гобое. При переходе с блокфлейты надо убедиться, что ребёнок будет в состоянии без перенапряжения (с поддержкой шнура) держать гобой, обратить внимание на звукоизвлечение. Тем не менее, переход сильно облегчается потому, что гобой держится примерно в том же положении, что и блокфлейта, на нём не требуется большое количество воздуха, аппликатура похожа на блокфлейтовую.

 

      4.2.4 Переход на кларнет

На кларнете можно начинать обучение примерно с 9 лет. [46] До этого возраста игра на кларнете строя В обычно невозможна из-за недостаточной длины пальцев и рук. На кларнете имеются большие звуковые отверстия, закрываемые пальцами, что требует развитых по длине и толщине пальцев и их точной работы. Сложность при освоении кларнета также представляет аппликатура (2-я октава не повторяет 1-ю и малую, так как регистровый клапан у кларнета не октавный, а дуодецимный), и работа указательного пальца левой руки (приходится закрывать и открывать одно звуковое отверстие и два клапана). [51] С.В. Розанов в «Школе игры на кларнете» советует начинать обучение с 8-9-летнего возраста, но до 13 лет использовать малый кларнет (в стрях D и Es) или кларнет C. Для облегчения веса инструмента можно использовать поддерживающий шнур, для уменьшения нагрузки на губы – облегчить трость.[52] Использование блокфлейты позволяет начинать обучение намного раньше, но более подходящим для подготовки к обучению на кларнете является шалюмо (либо блокфлейта с тростью). [53] По конструкции этот инструмент является промежуточным между блокфлейтой и кларнетом: как и кларнет он обладает цилиндрической трубкой и одинарной тростью, однако по размерам и аппликатуре почти полностью схож с блокфлейтой. [54, 55] Эти качества позволяют ребёнку, с одной стороны, как и на блокфлейте, дотягиваться до всех клапанов и свободно держать инструмент, а с другой – получить навыки игры с одинарной тростью (что потом почти полностью устраняет разницу в постановке губ и звукоизвлечении). Практика использования этих инструментов как подготовительных для обучения встречается в Европе и России. [56, 51] Однако по способу звукоизвлечения блокфлейта всё же более лёгкий для ребёнка инструмент, чем шалюмо. Многие дети способны освоить блокфлейту уже в возрасте 3-4 лет, тогда как шалюмо – с 5-6.  Поэтому блокфлейта должна использоваться при обучении детей слишком раннего возраста для освоения шалюмо или кларнета. В 5-6 лет с блокфлейты можно перейти на шалюмо, а в 8-9 – на кларнет. К сожалению, шалюмо применяется на подготовительном этапе очень редко, этот инструмент трудно приобрести, обычно до 8-9 лет для обучения используется только блокфлейта.  При переходе на кларнет у учеников должны быть средней длины пальцы, ровные зубы, не слишком тонкие губы, хорошая дикция, они должны быть достаточно выносливыми. [52]

 

      4.2.5 Переход на саксофон

Кларнет и саксофон являются родственными инструментами с похожими мундштуками, одинаковой механикой (аппликатурой), единым принципом извлечения звука, артикуляцией, атакой звука и приёмами дыхания.

 [57] Поэтому подготовка к обучению на саксофоне во многом схожа с подготовкой на кларнет. В России распространена практика первоначального обучения на кларнете в 8-9 лет с переходом на саксофон в 11-12. [58, 59] Однако кларнет труднее в освоении из-за открытых клапанов и более напряжённого звукоизвлечения, хотя и легче саксофона по весу. Обучение на нём зачастую обосновывают тем, что потом можно легко перейти на саксофон, а с саксофона на кларнет – труднее. [60] Но такой способ создаёт излишние трудности, в то время как обучение вполне можно начинать сразу с саксофона. [61] Возраст для начала обучения примерно такой же, как и на кларнете – 8-9 лет [62], он может меняться в зависимости от физических данных ученика. Если ученик ещё недостаточно выносливый, можно начать обучение на саксофоне сопрано с изогнутым раструбом (для ребёнка удобнее изогнутый раструб[63]), а в дальнейшем  перейти на саксофон альт. [64, 65] Преимущества сопрано заключаются в лёгкости, меньших размерах инструмента и возможности доставать до всех клапанов более короткими пальцами, в то время, как на альте ребёнку трудно дотянуться мизинцем до нжнего си бемоль. [66, 67] Кроме того, на сопрано трость меньше, чем на альте, что может быть важно при обучении детей. [68] Для снятия напряжения с рук можно использовать шейные и наплечные гайтаны. [69] На блокфлейте следует обучать с 3-4 лет то того возраста, когда ученик сможет освоить саксофон сопрано. Как и на кларнете, на подготовительном этапе можно обучаться на шалюмо (либо блокфлейте с тростью). Существуют другие инструменты со схожей конструкцией, наличием аппликатуры и одинарной тростью, тембр которых больше похож на тембр саксофона (саксонет, зафун и другие). [70, 71] Но у них, как правило, плохая интонация, их не легче приобрести, чем шалюмо, производством обычно занимаются индийские и китайские фирмы, выпускающие некачественные инструменты (в отличие от шалюмо[72]). [73]

 

      4.2.6 Переход на фагот

Занятия на фаготе мальчикам можно начинать с 12-14 лет, девочкам – чуть позже. [74] Фагот слишком большой и тяжёлый для ребёнка инструмент, игра осложняется большой тростью, требующей напряжения губ, а также открытыми и далёкими друг от друга клапанами, до которых не все дети могут дотянуться. [51] Дополнительная нагрузка на лёгкие и сердце требует рабочего состояния этих органов. [81] Однако существуют малые разновидности фагота, такие, как фаготтино (звучащий выше октавой), которые применяются для обучения детей. [75] Ещё Карл Альменредер (1786-1846), немецкий фаготист и композитор, советовал начинать обучение с десяти лет именно на малых разновидностях фагота, чтобы в более старшем возрасте без проблем переходить на большой инструмент. [76] Сегодня в Западной Европе они часто используются для обучения детей и имеют упрощённую механику. [77] Но даже на фаготтино обычно нельзя обучать детей младше 10 лет. Поэтому применение блокфлейты как подготовительного инструмента вполне уместно. В общих чертах техника исполнения на фаготе напоминает технику игры на гобое, только дыхание расходуется значительно скорее. [78] Поэтому при переходе с блокфлейты на фагот следует обратить внимание на постановку инструмента, правильное звукоизвлечение, работу над дыханием.

 

      4.2.7 Переход на медные духовые инструменты

С 10-11 лет начинают учиться играть на трубе, с 12-13 лет — на валторне, с 14 — на тромбоне и тубе. [46] Существует практика обучения детей на блокфлейте с 6—7 лет с последующим переводом их на медные инструменты. Это способствует тому, что к моменту обучения на основном инструменте ученики уже имеют знания в области сольфеджио, элементарной теории музыки, владеют основами игры на духовом инструменте. [79] Однако с медными инструментами у блокфлейты нет ни родственных аппликатур, ни похожих способов звукоизвлечения, ни достаточного развития дыхания. Пригодиться может опыт постановки инструмента (например, при переходе на трубу), работы над интонацией и фразировкой. Слабая связь блокфлейты с медными инструментами рождает предположения о том, что целесообразнее обучаться не на блокфлейте, а на фортепиано или скрипке. [79] Подобные вопросы будут разобраны ниже. При переходе же с блокфлейты на медные духовые необходимо учитывать возможность использования разновидностей этих инструментов (баритонов, теноров, альтов), облегчающих первоначальное обучение и снижающих возраст перехода на основной инструмент.

 

   4.3 Целесообразность использования блокфлейты в качестве подготовительного инструмента

            Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей надо начинать как можно раньше. [83] На духовых инструментах обучение можно начинать с 9-10, а иногда – только с 13 лет. Особенности блокфлейты позволяют начинать обучение уже с 3-5 лет, сходство постановки, аппликатуры, навыки дыхания позволяют потом легче осваивать другие духовые инструменты. Однако существуют противники обучения на блокфлейте. [82] Их основным доводом является то, что при переходе с блокфлейты на основной инструмент приходится переучиваться. Действительно, на блокфлейте и на других духовых инструментах постановка, аппликатура, звукоизвлечение и артикуляция различны. Степень различия меняется в зависимости от особенностей инструмента (можно отметить, что легче всего с блокфлейты переходить на гобой и поперечную флейту, а труднее – на медные духовые инструменты). При переходе смена аппликатуры, а также привычных способов звукоизвлечения и артикуляции может привести поначалу к ошибкам. Иногда, чтобы облегчить переход, до начала обучения на основном инструменте делается перерыв в игре, за который старые навыки притупляются. Кроме того, в отличие от блокфлейты, на основных инструментах требуется работа над дыханием и звуком. Привычка не работать над ними, остающаяся после блокфлейты, в дальнейшем может стать для играющего серьёзным недостатком. [82] Действительно, всё это затрудняет переход с блокфлейты на другие духовые инструменты. Однако её противники советуют либо вообще не использовать блокфлейту, либо использовать в качестве подготовительного инструмента фортепиано или другой инструмент. [49, 79, 84] Следует отметить, что использование блокфлейты даёт больше преимуществ, чем перечисленных выше недостатков. Возможность же использовать вместо блокфлейты другие инструменты будет рассмотрена ниже.

      4.3.1 Возможность замены другими инструментами

Собственно, перейти на духовые можно с любого другого музыкального инструмента. Мы рассмотрим те, с которых перейти легче всего и те, переход с которых неудобен, но часто встречается на деле.

 

         4.3.1.1 Возможность замены недуховыми инструментами

            В отличие от недуховых инструментов, при переходе с блокфлейты на духовые ученик уже будет иметь, по крайней мере, опыт работы над фразировкой и интонацией (например, если переходить на трубу). [79] При этом в остальном переход с недуховых инструментов на духовые не легче, чем с блокфлейты. В своей статье «Блокфлейта и её роль в развитии современного музыкального образования» (Москва, 1984) И.Ф.Пушечиков отмечал, что «раньше отбор детей для обучения игре на духовых инструментах приходилось проводить среди обучающихся на фортепиано, скрипке или другом инструменте, и последующий перевод на духовой инструмент проходил для ребёнка нередко болезненно. Он чувствовал себя несколько ущемлённым. Теперь же ребёнок, обучающийся на блокфлейте, с самого начала ощущает себя “духовиком”. Дети любят свой инструмент, хотя и знают, что он для них временный, и  впоследствии, по рекомендации педагога, они изберут для себя тот духовой инструмент, к которому окажется наиболее приспособленным их губной и дыхательный аппарат»[80].

Стоит отметить, что опыт игры на нескольких духовых инструментах не только не вредит, но и может быть полезен исполнителю. Очевидно, что даже при переходе на валторну лучше использовать блокфлейту, чем недуховой инструмент.

 

         4.3.1.2 Возможность замены духовой гармоникой

Духовая гармоника позволяет развить дыхание, так как для извлечения звука там требуется подача воздуха. У неё схожая с блокфлейтой общая постановка, но вместо клапанов используются клавиши, игра производится пальцами как на фортепиано или на аккордеоне. [87] Это упрощает освоение, но не подходит для подготовки к обучению на духовых инструментах, где надо зажимать клапана, а не клавиши. Поэтому для перехода лучше использовать блокфлейту.

 

         4.3.1.3 Возможность замены флейтой-пикколо

На флейте-пикколо ребёнку легче поставить пальцы, так как все клапана находятся рядом и не требуют длинных рук. К тому же, аппликатура очень похожа на флейтовую, поэтому флейта-пикколо больше всего подходит для перехода на этот инструмент. Но извлечение звука на ней требует большой силы подачи и объёма воздуха, тренированных губ, не все дети справляются с этими требованиями, а те, кто справляется, возможно, уже имеют достаточно длинные руки и могут приступать к обучению на основном инструменте, минуя флейту-пикколо и блокфлейту. [86].

 

         4.3.1.1 Возможность замены сопелью

Сопель (укр. сопилка, белорус. дудка) – род продольной свистковой флейты, древний восточнославянский инструмент. [88] Главное её достоинство перед блокфлейтой – простая аппликатура. На сопели конструкции Д.Ф. Деменчука 10 отверстийн. В отличие от блокфлейты, где аппликатура соседних нот может сильно отличаться, на сопели каждая следующая нота берётся последовательным открытием отверстий, что позволяет быстро выучить аппликатуру. Вторая октава берётся с помощью передувания первой, без смены пальцовки. Диапозон сопели больше блокфлейтового на пол октавы. [43] Из недостатков сопели можно назвать несовершенство строя, когда при передувании нота оказывается чуть выше или ниже, но это зависит от качества инструмента. В целом же перечисленные преимущества дают возможность использовать сопилку вместо блокфлейты при подготовке к обучению на основном инструменте. Такой опыт есть в музыкальных школах на Украине, особенно в западных областях. Использовать для обучения сопель там стали ещё в 1967 году, до внедрения Пушечниковым блокфлейты. Кроме того, сопель там можно изучить как самостоятельный инструмент во многих украинских ДМШ, а также национальных академиях (Львовской и Киевской). [9] Сопель легкоузнаваема в славянских народах, что также облегчает замену ею блокфлейты в России.

 

Заключение

            Исследовав историю возникновения и применения блокфлейты, исполнительства и обучения на ней, было выяснено, что блокфлейта является одним из лучших исторически сложившихся инструментов для подготовки к обучению на других духовых инструментах. Возможна замена блокфлейты сопелью, а в некоторых случаях – флейтой-пикколо.

 

Ссылки на источники

    [1] http://eomi.ws/woodwind/recorder/ - энциклопедия музыкальных инструментов EOMI

    [2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Блокфлейта - Википедия

    [3] http://recorder.letov.ru/I.html - доклад «Блокфлейта: хроники, интервью, размышления»

    [4] http://www.recorderhomepage.net/torture2.html - «History of the Recorder»

    [5] Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Музыка, 1983 – стр. 114

    [6] http://ru.wikipedia.org/wiki/Консорт_(музыка) - Википедия

    [7] http://flute-a-bec.com/tablhistogb.html - «Historical recorder fingering charts»

    [8] http://www.bach.co.jp/vaneycktext.htm - Jacob van Eyck : Der Fluyten Lust-hof

    [9] http://sopilkar.ru/sopіlka-і-blokfleita/

    [10] http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=2143 - форум

    [11] Donald Murray et al. Musical Instruments: History, Technology, and Performance of Instruments of Western Music, Oxford University Press, 2004. - с.122

    [12] Waitzman, Daniel: The Decline of the Recorder in the 18th Century. Published in American Recorder 8 no. 2 (Spring 1967). с.47-51

    [13] Anthony Banes, Woodwind instruments and their history. Faber and Faber limited. London, Third edition. 1967, 1968, 1977 – с. 72

    [14] http://ru.wikipedia.org/wiki/Аутентизм - Википедия

    [15] Eve E. O'Kelly, The Recorder Today, Cambridge University Press, 1990

    [16] Anthony Banes, Woodwind instruments and their history. Faber and Faber limited. London, Third edition. 1967, 1968, 1977 – с. 72

    [17] Eve E. O'Kelly, The Recorder Today, Cambridge University Press, 1990.. Chapter 1: The Revival

    [18] Ю. Бочаров. Мастера старинной музыки. М. - Гелиос, 2005, с. 6

    [19] http://www.recorderhomepage.net/torture5.html

    [20] http://www.vargan.ru/recorder/vse/pribambas02.shtml

    [21] http://www.vargan.ru/recorder/vse/pribambas01.shtml

    [22] http://enc-dic.com/enc_music/Surdina-6926/

    [23] http://www.sordinella.it/index2.htm

    [24] http://www.vargan.ru/recorder/vse/pribambas.shtml

    [25] http://mkrf.ru/news/regions/detail.php?id=90122

    [26] http://www.timeout.ru/text/display/26035/?city=2

    [27] http://www.peoples.ru/art/music/flautist/michala_petri/

    [28] http://www.belcanto.ru/slonimsky.html

    [29] http://xreferat.ru/63/998-1-istoricheskoe-razvitie-pedagogiki-duhovyh-instrumentov.html

    [30] http://xreferat.ru/63/1058-1-muzykal-noe-vospitanie-i-obuchenie-doshkol-nikov-na-tradiciyah-narodnoiy-instrumental-noiy-kul-tury.html

    [31] http://meta-music.ru/method/shulverk-sistema-muzykalnogo-vospitaniya-karla-orfa

    [32] http://meta-music.ru/playing/tehnika-igry-na-shtabshpilyah

    [33] http://nashaucheba.ru/v21731/курсовая_работа_-_карл_орф_и_его_система_музыкального_воспитания_детей

    [34] http://www.amkmgk.ru/main/06school/05collect/orf_orchestra/

    [35] http://referat.znate.ru/text/index-63814.html

    [36] http://www.vosa.org/paul/sales_folder/orff_recorder.htm

    [37] Margo Hall, Teaching Kids Recorder, iUniverse, 2005. ISBN 0-595-36743-7

    [38] http://members.iinet.net.au/~mtattersall/Articles/UsingRecsInSchools.htm

    [39] http://www.scienceforum.ru/2013/120/1873

    [40] http://www.ngebooks.com/book_18700_chapter_34_8._ZHELEZNYJJ_ZANAVES.html

    [41] http://waniwi.ucoz.ru/index/blokflejta/0-39

    [42] Лебедев Игорь Васильевич – рабочая программа для ДМШ (блокфлейта)

    [43] http://sopilkar.forum2x2.ru/t13-topic http://www.tagmuscol.ru/Metodika/V_N_Gerzhev/metodika_obuchenija_igre_na_di.pdf

    [44] http://dshi-6.ru/metodika/lebelev_blokfl.html

    [45] Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» - Кларнет

    [46] http://naturemed.ru/archives/4283

    [47] http://www.myflute.ru/flute/begin/begin_124.html

    [48] http://flute-ru.livejournal.com/89300.html

    [49] http://www.forumklassika.ru/archive/index.php/t-11246.html

    [50] И.Пушечников - «Школа игры на гобое»

    [51] ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА для детских школ искусств (Забара Геннадий Ианович, Григорьев Валерий Алексеевич)

    [52] С.Розанов – «Школа игры на кларнете»

    [53] http://dpshop.ru/product_info.php?cPath=37&products_id=910

    [54] http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E0%EB%FE%EC%EE

    [55] http://www.ta-musica.ru/Tupian_Chalumeau_Bb

    [56] http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=4013

    [57] http://www.dslib.net/teoria-vospitania/problema-sovershenstvovanija-metodiki-obuchenija-igre-na-duhovyh-instrumentah-v.html

    [58] http://eva.ru/kids/messages-3170569.htm

    [59] http://2009-2012.littleone.ru/archive/index.php/t-4705277-p-256.html

    [60] http://saxwebforum.com/archive/index.php/t-903.html

    [61] http://uroki-music.ru/index.php?nma=forumd&fla=topic&forum=57&ids=1365

    [62] http://www.musickurkino.ru/prepodavateli/saksofon

    [63] http://saxforum.ru/showthread.php?31083-%EA%F3%EF%EB%FE-%E4%EB%FF-%F0%E5%E1%E5%ED%EA%E0-%F1%EE%EF%F0%E0%ED%EE-%E8%E7%EE%E3%ED%F3%F2%FB%E9-%E2-%D1%CF%E1/page3&s=fc693d410a09e868c75af9980c9a7744

    [64] http://eva.ru/kids/messages-3170569.htm

    [65] http://www.soundforum.ru/threads/vybor-saksofona-dlja-rebenka.1682/

    [66] http://www.saxforum.org/showthread.php?5072-%D0%E5%E1%B8%ED%EA%F3-%E0%EB%FC%F2-%E8%EB%E8-%F1%EE%EF%F0%E0%ED%EE-%E7%E0%E3%ED%F3%F2%EE%E5&s=d91d2ca54535f40a2e34be611c7f8942

    [67] http://saxforum.ru/showthread.php?31083-%EA%F3%EF%EB%FE-%E4%EB%FF-%F0%E5%E1%E5%ED%EA%E0-%F1%EE%EF%F0%E0%ED%EE-%E8%E7%EE%E3%ED%F3%F2%FB%E9-%E2-%D1%CF%E1/page3&s=fc693d410a09e868c75af9980c9a7744

    [68] www.antoshahaimovich.com/lessonsforbeginners.htm

    [69] http://www.mariachi.ru/#g:articles;a:361;p:WS;e:1;c:ranked;s:box;n:24

    [70] http://harmonica.ru/xaphoon

    [71] http://www.nationmaster.com/encyclopedia/Saxonette

    [72] http://www.ta-musica.ru/Tupian_Chalumeau_Bb

    [73] http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=4298

    [74] http://daily.novostivl.ru/archive/?f=ct&t=030429ct01

    [75] http://mus-instruments.ru/musical-instruments/winds/fagot/

    [76] http://ru.wikipedia.org/wiki/Фагот

    [77] http://omop.su/article/11/776994.html

    [78] http://www.tabik.ru/?p=3935

    [79] http://trumpetclub.ru/priemnye-ispytaniya.html - Ю. А. Усов «Методика обучения игре на трубе»

    [80] [http://nsportal.ru/shkola/muzyka/library/doklad-na-temu-spetsifika-raboty-kontsertmeistera-v-klasse-blokfleity-i]

    [81] Р.Терёхин – «Школа игры на фаготе» (1981)

    [82] http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/obrazovatelnaya-programma-3

    [83] http://xreferat.ru/63/1016-1-obuchenie-deteiy-igre-na-detskih-muzykal-nyh-instrumentah.html

    [84] http://saxforum.ru/showthread.php?31083-%EA%F3%EF%EB%FE-%E4%EB%FF-%F0%E5%E1%E5%ED%EA%E0-%F1%EE%EF%F0%E0%ED%EE-%E8%E7%EE%E3%ED%F3%F2%FB%E9-%E2-%D1%CF%E1/page3&s=fc693d410a09e868c75af9980c9a7744

    [85] И. Пушечников – «Искусство игры на гобое»

    [86] http://www.diary.ru/~kruzhok/p186220079.htm

    [87] http://xreferat.ru/63/1016-1-obuchenie-deteiy-igre-na-detskih-muzykal-nyh-instrumentah.html

    [88] http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/7160/Сопель


КРАСНОЯРСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ ИМ. П. И. ИВАНОВА-РАДКЕВИЧА
ОТДЕЛЕНИЕ ОРКЕСТРОВЫХ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Исполнитель: Жгилёв Григорий Михайлович
(оркестровые и духовые инструменты)
Руководитель: Клименко А. Е.

Красноярск, 2014 год